Статья 303 ТК РФ. Заключение трудового договора с работодателем - физическим лицом

Ст 303 ТК РФ с комментариями и изменениями 2017 года.

При заключении трудового договора с работодателем - физическим лицом работник обязуется выполнять не запрещенную настоящим Кодексом или иным федеральным законом работу, определенную этим договором.

В письменный трудовой договор в обязательном порядке включаются все условия, существенные для работника и для работодателя.

Работодатель - физическое лицо обязан:

  • оформить трудовой договор с работником в письменной форме;
  • уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами;
  • оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

Работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, также обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).

Комментарий к статье 303 ТК РФ:

1. Глава 48 ТК устанавливает особенности применения труда у работодателей - физических лиц. Появление и необходимость особого регулирования трудовых отношений лиц, работающих у указанных работодателей, объясняются характером и условиями выполнения трудовой функции, а также особенностями самого работодателя - физического лица.

Работодателей - физических лиц, использующих труд граждан по договорам, можно разделить на две группы: это граждане, привлекающие работников по договорам в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства, и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

2. Работодатели - физические лица, не осуществляющие предпринимательской деятельности, привлекают работников для выполнения работ в домашнем хозяйстве, оказания технической помощи в творческой работе и др. Используя труд работников, они не преследуют целей извлечения прибыли. Цель заключения таких трудовых договоров - оказание помощи по обслуживанию работодателя и его семьи, осуществлению им определенной творческой деятельности (например, писательской) и проч. К работодателям - физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, можно отнести лиц, принимающих на работу домашних работников, секретарей, водителей, лиц, осуществляющих уход за больными членами семьи или несовершеннолетними детьми, и проч.

Как показывает практика, таких работодателей не так много и чаще всего они предпочитают не оформлять письменных трудовых договоров с работниками.

До принятия ТК трудовые отношения домашних работников регулировались в соответствии с Положением об условиях труда лиц, работающих у граждан по договорам, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 апреля 1987 г. N 275/13-76 (Бюллетень Госкомтруда СССР. 1987. N 12). Этим же Постановлением была утверждена и форма договора с домашними работниками.

Положение определило основные полномочия сторон трудового договора, порядок заключения, изменения и прекращения подобных договоров, режим труда и отдыха работников и другие существенные для сторон вопросы.

В настоящее время это Положение можно считать утратившим силу, т.к. все решаемые им вопросы урегулированы комментируемой главой ТК.

По общему правилу труд лиц, работающих у граждан по договорам (домашних работников), применяется для выполнения работ в домашнем хозяйстве граждан, помощи в уходе за несовершеннолетними детьми или больными членами семьи, оказания этим гражданам технической помощи в литературной и иной творческой деятельности, других видов услуг.

Трудовая функция определяется в каждом конкретном случае с учетом потребностей работодателя, особенностей его занятий или потребностей семьи в тех случаях, когда речь идет об обслуживании работодателя и его семьи (няни, водители, домашние работники и проч.).

Как правило, все вопросы, связанные с осуществлением работниками трудовой функции у работодателей - физических лиц, решаются по соглашению сторон путем переговоров.

Режим труда и отдыха таких работников, учет рабочего времени зависят от работодателя. На практике довольно сложно осуществить реальный контроль за соблюдением трудовых прав домашних работников, исполнением требований трудового законодательства в полном объеме. Это вызывает необходимость для обеих заинтересованных сторон закрепить в письменных трудовых договорах развернутые условия, максимально подробно регламентирующие применение труда работника.

3. Вторую группу, как уже указывалось, составляют работодатели - физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Согласно ст. 20 ТК это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности.

В соответствии со ст. 23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Работодатель - физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, должен быть дееспособен, т.е. способен своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Это означает, что по общему правилу граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью по достижении 18 лет, если они не ограничены в дееспособности по состоянию здоровья, вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами.

Согласно положениям ст. 20 ТК заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста 18 лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, - со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста 18 лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста 18 лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

При этом законные представители (родители, опекуны, попечители) физических лиц, выступающих в качестве работодателей, несут дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, включая обязательства по выплате заработной платы. Данное положение налагает на указанных лиц дополнительную ответственность и способствует усилению контроля за деятельностью несовершеннолетних или лиц, признанных судом ограниченно дееспособными.

Правовой статус работников, привлекаемых для выполнения работ по трудовым договорам у работодателей - физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, значительно отличается от правового статуса лиц, работающих по трудовым договорам у граждан, не занимающихся предпринимательством.

Предприниматель без образования юридического лица может принять на работу более сотни сотрудников, которые составляют производственный коллектив, каждый член которого осуществляет определенную трудовую функцию, с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка. Такие работники могут объединиться и создать профессиональный союз или иной представительный орган работников для представительства и защиты своих профессиональных интересов.

Именно этим и объясняется, что в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ работодатели - индивидуальные предприниматели по своему трудо-правовому статусу практически приравнены к работодателям - организациям (юридическим лицам).

4. Впервые в качестве работодателей - индивидуальных предпринимателей закон называет частных нотариусов и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а также лиц, чья деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

В соответствии со ст. 8 Основ законодательства о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в т.ч. валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

По аналогии с нотариусами государственных нотариальных контор частные нотариусы могут принимать на работу помощников или стажеров. Стажером нотариуса может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование, а помощником нотариуса - лицо, имеющее лицензию на право нотариальной деятельности.

Права и обязанности стажера и помощника нотариуса определяются трудовым договором.

Частный нотариус может принимать на работу секретарей, водителей, делопроизводителей и иных лиц, труд которых будет способствовать реализации частным нотариусом своих полномочий.

Кроме того, ст. 20 Основ законодательства о нотариате наделяет нотариуса правом заключить договор с лицом, которое будет исполнять обязанности нотариуса на время отсутствия нотариуса. Такое соглашение может быть заключено с гражданином Российской Федерации, имеющим высшее юридическое образование, прошедшим стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающимся частной практикой, сдавшим квалификационный экзамен, имеющим лицензию на право нотариальной деятельности.

Закон об адвокатской деятельности определяет, что адвокатом является лицо, получившее в установленном рассматриваемым Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные Законом об адвокатской деятельности.

У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения.

Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранных форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты в порядке, установленном Законом об адвокатской деятельности.

Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет.

Об учреждении адвокатского кабинета адвокат направляет в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об адвокате, место нахождения адвокатского кабинета, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и адвокатом.

Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, имеет право заключить трудовой договор с помощником и стажером.

Так, согласно ст. 27 рассматриваемого Закона адвокат вправе иметь помощников. Помощниками адвоката могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование, за исключением лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством РФ порядке, а также лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

Помощник адвоката принимается на работу на условиях трудового договора, заключенного с адвокатским образованием, а в случае, если адвокат осуществляет свою деятельность в адвокатском кабинете, - с адвокатом, которые являются по отношению к данному лицу работодателями. Адвокатское образование вправе заключить срочный трудовой договор с лицом, обеспечивающим деятельность одного адвоката, на время осуществления последним своей профессиональной деятельности в данном адвокатском образовании.

Социальное страхование помощника адвоката осуществляется адвокатским образованием, в котором работает помощник, а в случае, если адвокат осуществляет свою деятельность в адвокатском кабинете, - адвокатом, в адвокатском кабинете которого работает помощник.

Адвокат, имеющий адвокатский стаж не менее 5 лет, вправе иметь стажеров. Стажерами адвоката могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование, за исключением лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством РФ порядке, а также лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

Срок стажировки - от одного года до 2 лет.

Стажер адвоката осуществляет свою деятельность под руководством адвоката, выполняя его отдельные поручения. Стажер адвоката не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью.

Стажер адвоката обязан хранить адвокатскую тайну.

Стажер адвоката принимается на работу на условиях трудового договора, заключенного с адвокатским образованием, а в случае, если адвокат осуществляет свою деятельность в адвокатском кабинете, - с адвокатом, которые являются по отношению к данному лицу работодателями.

Социальное страхование стажера адвоката осуществляется адвокатским образованием, в котором работает стажер, а в случае, если адвокат осуществляет свою деятельность в адвокатском кабинете, - адвокатом, в адвокатском кабинете которого работает стажер.

Кроме того, адвокат, открывший адвокатский кабинет, имеет право заключать трудовые договоры с секретарями, водителями, бухгалтерами и иными работниками в целях осуществления своей адвокатской деятельности.

К лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, которая в соответствии с федеральным законом подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, относится частная детективная деятельность. Так, в соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (ВВС РФ. 1992. N 17. Ст. 888) частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в рассматриваемом Законе (ст. 4).

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

И, хотя закон ничего не говорит о праве частного детектива заключать трудовые договоры, полагаем, что для целей реализации частной детективной деятельности частный детектив вправе заключать трудовые договоры с работниками (секретари, водители, бухгалтеры и проч.).

5. К работодателям - индивидуальным предпринимателям можно отнести глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Согласно ст. 23 ГК глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (ст. 257 ГК), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии с Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

Среди полномочий главы фермерского хозяйства закон предусматривает право осуществлять прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение.

Законодатель ограничивает число граждан - членов фермерского хозяйства, не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства (их может быть не более 5 человек - ст. 3 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве). То есть законодатель исходил из того, что деятельность фермерского хозяйства должна осуществляться силами самого фермерского хозяйства. Привлечение наемного труда не должно носить систематический характер.

Оплата труда граждан, заключивших договор об использовании их труда, включается в состав текущих затрат и осуществляется в первоочередном порядке. Она не зависит от итогов работы крестьянского хозяйства, если на то не имеется особого соглашения, но и не должна быть ниже, чем установленный законодательством минимальный размер оплаты труда.

Глава крестьянского хозяйства обязан обеспечить безопасные условия труда для членов своего хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда.

Трудовые отношения в крестьянском хозяйстве определяются и регулируются членами хозяйства.

Особенности применения труда у таких работодателей определяются исходя как из численности работников, так и из специфики производства и сбыта сельскохозяйственной продукции. Привлечение работников носит, как правило, не постоянный, а сезонный характер (например, привлечение работников на время посевной и уборочной), режим труда и отдыха зависит от производственных сельскохозяйственных циклов.

6. Исходя из специфики правового положения работников, работающих по трудовым договорам у работодателей - физических лиц, ТК устанавливает особенности трудового договора, заключаемого работником с работодателем - физическим лицом.

Так, при заключении трудового договора с работодателем - физическим лицом работник обязуется выполнять не запрещенную ТК или иным федеральным законом работу, определенную этим договором.

Это означает, что трудовая функция работников, наименование профессии или должности определяются по соглашению между работником и работодателем и могут не соответствовать единому тарифно-квалификационному справочнику.

Закон обязывает работодателя включить в письменный трудовой договор с работником все условия, существенные для работника и для работодателя.

Данная формулировка означает, что в трудовой договор, заключаемый работодателем - физическим лицом и работником, могут включаться любые условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с действующим законодательством, а условия такого договора не подразделяются на обязательные и дополнительные.

7. Работодатель - физическое лицо обязан:

  • оформить трудовой договор с работником в письменной форме;
  • уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами;
  • оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

Такая обязанность возлагается на работодателя - физическое лицо для того, чтобы максимально гарантировать соблюдение трудовых прав работника, защитить его от произвольных действий и решений работодателя.

В трудовой договор могут быть по соглашению сторон включены следующие условия:

  • о режиме труда и отдыха;
  • о предоставлении и использовании отпуска;
  • об особенностях исполнения трудовой функции;
  • точное наименование трудовой функции;
  • об изменении условий труда, существенных для сторон;
  • об установлении испытания и порядке его прохождения;
  • об оплате труда;
  • о гарантийных и компенсационных выплатах во время работы и при увольнении и др.

8. Обязанность зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту жительства (в соответствии с регистрацией) возлагается только на работодателя - физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.

Если будет установлено, что работодатель по каким-либо причинам уклоняется от регистрации договора, он может быть привлечен к ответственности в установленном законом порядке.

Порядок регистрации трудового договора, заключаемого работодателем - физическим лицом и работником, определяется законодательством субъектов РФ.

Так, в соответствии со ст. 7 Закона Тюменской области от 8 июля 2003 г. "О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области" работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, в течение 7 дней с момента заключения с работником письменного трудового договора обязан представить его для регистрации в орган местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).

Для регистрации трудового договора работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, должен представить в орган местного самоуправления следующие документы:

  • 1) заявление;
  • 2) два экземпляра трудового договора;
  • 3) копию трудового договора, которая остается в органе местного самоуправления;
  • 4) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность работодателя.

В случае если для регистрации представлены не все требуемые документы, орган местного самоуправления письменно уведомляет работодателя о необходимости представить недостающие документы в 10-дневный срок.

Перед регистрацией орган местного самоуправления проводит проверку трудового договора на соответствие действующему законодательству.

Орган местного самоуправления осуществляет регистрацию трудового договора в течение 14 дней со дня поступления заявления о регистрации со всеми требуемыми документами. Регистрация осуществляется органом местного самоуправления в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с указанным Законом.

Оба экземпляра зарегистрированного трудового договора возвращаются работодателю - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, о чем делается соответствующая запись в регистрационном журнале, скрепляемая подписью работодателя. Копия зарегистрированного трудового договора хранится в органе местного самоуправления.

Один экземпляр зарегистрированного трудового договора вручается работнику.

Решением Городской думы города Таганрога от 30 ноября 2006 г. N 377 утверждено Положение "О регистрации трудовых договоров, заключаемых между работником и работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в администрации города Таганрога".

Положение регулирует порядок регистрации трудовых договоров, заключаемых между работником и работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в администрации г. Таганрога в соответствии со ст. 303 ТК.

Целями проведения регистрации трудовых договоров являются:

  • соблюдение трудовых прав и социальных гарантий работников, работающих у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
  • проведение учета заключения трудовых договоров на территории г. Таганрога.

Регистрации подлежат все трудовые договоры, заключаемые между работниками и работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, на территории г. Таганрога.

Структурным подразделением администрации г. Таганрога, уполномоченным на регистрацию трудовых договоров, является управление экономики и промышленной политики.

В течение 3 дней с момента заключения трудового договора работодатель направляет в управление экономики и промышленной политики:

  • заявление на имя начальника управления экономики и промышленной политики (произвольной формы) о регистрации трудового договора;
  • три экземпляра трудового договора, оформленного в соответствии с требованиями ТК, один из которых остается в управлении экономики и промышленной политики.

Управление экономики и промышленной политики в течение 2 рабочих дней с момента получения от работодателя вышеперечисленных документов производит регистрацию трудовых договоров, а именно:

  • вносит запись в журнал регистрации трудовых договоров с присвоением порядкового номера каждому договору;
  • проставляет штамп на трудовом договоре о регистрации с указанием номера согласно записи в регистрационном журнале.

Изменения и дополнения, вносимые в трудовой договор, регистрируются работодателем в течение трех дней в управлении экономики и промышленной политики в порядке, аналогичном порядку регистрации трудовых договоров, установленному настоящим Положением.

В соответствии с Законом Волгоградской области от 9 июля 2003 г. "О порядке регистрации трудового договора с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем" обязанность по регистрации трудового договора возложена на работодателя.

Работодатель в течение 30 дней со дня заключения договора с работником обязан представить документы, предусмотренные рассматриваемым Законом, в орган местного самоуправления, осуществляющий регистрацию трудового договора в уведомительном порядке.

Представленный на регистрацию трудовой договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к оформлению трудового договора ТК.

Для регистрации трудового договора работодатель представляет:

  • заявление о регистрации трудового договора;
  • трудовой договор в трех экземплярах;
  • копии паспортов работодателя и работника (ксерокопии первого и второго листов паспорта и листа, содержащего сведения о месте жительства (регистрации) на дату подачи документов).

Регистрация трудового договора производится в течение трех рабочих дней со дня подачи всех необходимых документов, путем проставления на нем специального штампа и подписи ответственного должностного лица.

Учет зарегистрированных трудовых договоров ведется в журнале регистрации трудовых договоров, а также в электронной форме.

В журнале регистрации трудовых договоров указываются порядковый номер, дата поступления трудового договора на регистрацию, реквизиты сторон трудового договора, место работы или выполняемые функции, срок действия трудового договора.

Изменения трудового договора регистрируются в том же порядке, что и трудовой договор.

Трудовой договор не подлежит регистрации в случае несоответствия сведений, представленных в документах, содержанию трудового договора и (или) отсутствия необходимых реквизитов и условий трудового договора.

Постановлением главы Каширского муниципального района Московской области от 9 октября 2006 г. N 185-пг утверждено Положение о порядке регистрации трудовых договоров, заключенных работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Данное Положение распространяется на работодателей - физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Каширского муниципального района.

Работодатель обязан в течение 10 дней после подписания трудового договора с работником:

  • представить на регистрацию в отдел по труду администрации Каширского муниципального района подлинники трудовых договоров в 2 экз. и 1 экз. - копию (пронумерованные и прошнурованные) на всех работников, вступивших в трудовые отношения;
  • сообщать о досрочном расторжении трудовых договоров по инициативе одной из сторон или окончании срока действия договоров.

В ходе регистрации трудовые договоры проверяются с точки зрения их соответствия требованиям законодательства. При наличии замечаний работодателю даются рекомендации о необходимости изменений условий, устанавливающих уровень прав работника ниже законодательно гарантируемых. В случае отказа устранить выявленные нарушения копии материалов передаются в Каширскую городскую прокуратуру или Государственную инспекцию труда в Московской области.

Отдел по труду администрации Каширского муниципального района имеет право отказать в регистрации трудового договора, содержащего условия, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством.

На зарегистрированном трудовом договоре ставится штамп администрации Каширского муниципального района с наименованием отдела по труду, проводящего регистрацию договоров, и указанием регистрационного номера, даты регистрации, подписи сотрудника отдела по труду, проводившего регистрацию договора.

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Изменения и дополнения к трудовому договору подлежат регистрации в отделе по труду администрации Каширского муниципального района в том же порядке.

Данные зарегистрированных трудовых договоров заносятся в единую книгу учета, которая хранится в отделе по труду администрации Каширского района.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 ноября 2006 г. N 576 утверждены Рекомендации о порядке регистрации трудовых договоров, заключенных между работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и работниками.

В соответствии с данными Рекомендациями регистрация трудового договора, заключенного между работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - работодатель), и работником, осуществляется по месту жительства работодателя (в соответствии с регистрацией) в соответствующем органе местного самоуправления муниципального района, городского округа (далее - регистрирующий орган) или в ином органе, определяемом органом местного самоуправления муниципального района (городского округа), в следующем порядке.

Регистрация трудового договора осуществляется по письменному заявлению работодателя.

В целях регистрации трудового договора работодатель в течение пяти дней со дня его заключения представляет в регистрирующий орган:

  • письменное заявление;
  • оригинал трудового договора, хранящийся у работодателя, и его копию;
  • паспорт;
  • идентификационный номер налогоплательщика.

Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня обращения работодателя со всеми документами, предусмотренными пунктом 2.2 настоящих Рекомендаций, осуществляет регистрацию договора в журнале регистрации трудовых договоров (далее - журнал) по прилагаемой к настоящим Рекомендациям форме (не приводится). Журнал прошнуровывается и скрепляется печатью (штампом) регистрирующего органа, страницы пронумеровываются.

Регистрирующий орган осуществляет хранение журнала в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

При регистрации договора в журнале указываются:

  • данные работодателя (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, идентификационный номер налогоплательщика);
  • данные работника (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования);
  • дата заключения договора, вид договора, срок его действия.

После занесения указанных сведений в журнал в трудовом договоре делается отметка с указанием даты и номера его регистрации, которая скрепляется печатью (штампом) регистрирующего органа.

Продление срока действия срочного трудового договора, аннулирование или прекращение трудового договора, а также внесение изменений и дополнений в него подлежат регистрации в вышеуказанном порядке.

Для регистрации прекращения трудового договора дополнительно представляются документы, подтверждающие прекращение трудовых отношений (копии заявления работника, приказа (распоряжения) об увольнении с предъявлением оригиналов).

Регистрация осуществляется безвозмездно.

Информация, полученная регистрирующим органом, является конфиденциальной.

В случае необходимости работники и работодатели могут в письменной форме обратиться в регистрирующий орган с целью получения соответствующей справки.

Регистрирующий орган выдает справку, исходя из информации, отраженной в журнале. В случае отсутствия информации в журнале регистрирующий орган выдает справку об отсутствии информации о регистрации трудового договора.

В случае смерти работодателя или отсутствия сведений о месте его пребывания в течение двух месяцев, иных случаях, не позволяющих продолжать трудовые отношения и исключающих возможность регистрации факта прекращения трудового договора, работник имеет право в течение одного месяца обратиться в регистрирующий орган, в котором был зарегистрирован трудовой договор, для регистрации факта прекращения этого трудового договора. Регистрация факта прекращения трудового договора осуществляется на основании заявления работника и документов, подтверждающих смерть работодателя, отсутствие сведений о месте его пребывания и иные обстоятельства, не позволяющие продолжать трудовые отношения.

В Москве не принято специальное постановление, касающееся регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателем - физическим лицом. Право регистрировать такие трудовые договоры предоставляется муниципальным образованиям.

Так, распоряжением руководителя муниципального образования "Выхино-Жулебино" от 31 марта 2003 г. N 92 принято Положение о порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, с работниками в муниципальном образовании "Выхино-Жулебино".

В соответствии с указанным распоряжением под регистрацией трудовых договоров понимается:

  • экспертиза соответствия трудового договора Трудовому кодексу;
  • присвоение регистрационного номера;
  • занесение в реестр трудовых договоров.

Регистрация трудовых договоров носит уведомительный характер. Вступление трудового договора в силу не зависит от факта уведомительной регистрации.

Обязанность представления трудовых договоров на регистрацию в орган местного самоуправления в соответствии со ст. 303 лежит на работодателе - физическом лице.

Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за регистрацию трудовых договоров, назначается руководителем муниципального образования.

Для регистрации трудового договора работодатель - физическое лицо представляет:

  • заявление о регистрации трудового договора;
  • подлинник трудового договора в трех экземплярах;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность работодателя - физического лица, и его копию;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность работника, и его копию.

Документы представляются непосредственно работодателем - физическим лицом или уполномоченным им лицом, действующим на основании доверенности.

Муниципалитет обеспечивает учет и хранение всех представленных при регистрации документов.

Факт принятия документов для рассмотрения подтверждается выдачей расписки работодателю - физическому лицу, где указываются:

  • фамилия, имя, отчество лица, представившего документы к регистрации;
  • дата принятия документов;
  • должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, принявшего документы.

Расписка удостоверяется личной подписью должностного лица, принявшего документы, печатью органа местного самоуправления.

В случае если в результате проведения экспертизы выявлено несоответствие представленного на регистрацию трудового договора требованиям трудового законодательства, орган местного самоуправления вправе направить заявителю уведомление о приведении положений трудового договора в соответствие с требованиями законодательства, устранении выявленных нарушений.

В случае отказа работодателя - физического лица от устранения выявленных нарушений и внесения соответствующих изменений в трудовой договор либо в случае непредставления в орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения уведомления об устранении нарушений трудового договора с внесенными изменениями орган местного самоуправления направляет сведения о трудовом договоре и имеющихся в нем нарушениях в органы федеральной инспекции по труду.

Регистрация трудового договора осуществляется путем проставления штампа с указанием наименования органа местного самоуправления, регистрационного номера, даты регистрации, должности, фамилии и подписи лица, ответственного за регистрацию, заверенной печатью.

Регистрационный номер трудового договора состоит из порядкового номера записи в реестре трудовых договоров.

После проведения регистрации трудового договора два экземпляра названных документов возвращаются работодателю, третий остается в органе местного самоуправления. Факт получения двух экземпляров зарегистрированного трудового договора работодателем - физическим лицом удостоверяется его подписью в реестре трудовых договоров.

Регистрация трудовых договоров осуществляется в течение 7 рабочих дней со дня представления документов.

9. Регистрация трудовых договоров, заключаемых с работниками работодателями - физическими лицами, носит уведомительный характер. Однако если органом местного самоуправления будет установлено, что в договор включены положения, грубо нарушающие законодательство о труде, работодателю может быть предложено устранить подобные нарушения.

Если же работодатель откажется вносить изменения в договор, соответствующая информация должна быть направлена в государственную инспекцию по труду или иные правоохранительные органы.

Вместе с тем на практике может возникнуть вопрос о том, каковы правовые последствия отсутствия такой регистрации.

Отсутствие регистрации не делает договор недействительным или незаключенным. То есть работодатель будет обязан выплатить работнику заработную плату и оформить с ним трудовые отношения надлежащим образом. Время работы в этом случае будет засчитано работнику в трудовой стаж.

Однако при возникновении спора и оспаривании одной из сторон тех или иных условий доказывание будет затруднено.

Еще раз повторим, что работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, крайне редко заключают и регистрируют подобного рода договоры, а складывающиеся отношения практически полностью выведены из правовой сферы.