Статья 252 ТК РФ. Основания и порядок установления особенностей регулирования труда

Статья 252 ТК РФ с комментариями и изменениями на 2016-2017 год.

Особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.

Комментарий к статье 252 ТК РФ:

1. Комментируемая статья предусматривает основания и определяет порядок установления особенностей регулирования труда для отдельных категорий работников.

К числу оснований для установления особенностей правового регулирования труда отнесены: характер и условия труда; психофизиологические особенности организма; природно-климатические условия; наличие семейных обязанностей и другие основания.

Например, с учетом характера выполняемой работы установлены особенности правового регулирования труда руководителей организаций и членов коллегиального исполнительного органа организаций (ст. ст. 273 - 281 ТК), работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей (ст. ст. 337 - 341 ТК), работников религиозных организаций (ст. ст. 342 - 348 ТК), медицинских работников (ст. 350 ТК), педагогических работников (ст. 351 ТК), работников транспорта (ст. ст. 328 - 330 ТК) и др.

Психофизиологические особенности организма приняты во внимание при установлении определенных ограничений для применения труда женщин и лиц моложе 18 лет и дополнительных мер их социальной защиты. Указанный подход соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, закрепляя общие принципы регулирования прав граждан в сфере труда и конкретные права в этой сфере, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый ООН 16 декабря 1966 г., подчеркивает необходимость принятия участвующими государствами мер по особой охране матерей в течение разумного периода до и после родов с предоставлением работающим матерям оплачиваемого отпуска по беременности и родам, а также по особой охране несовершеннолетних. Дети и подростки, говорится в Пакте, должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для их жизни либо могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Широкая помощь признается необходимой и для семьи, особенно в период, когда на ней лежит ответственность и забота о несамостоятельных детях и их воспитании (ст. 10 Пакта).

Приведенные положения Пакта получили дальнейшее развитие и конкретизацию в ратифицированных Россией актах: Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), Конвенции о правах ребенка (1989), Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями (1981), в нормах национального законодательства.

В соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008 - 2010 гг. стороны Соглашения приняли на себя обязанность рассмотреть в Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопрос о ратификации Конвенции МОТ N 183 "Об охране материнства" (2000).

2. Касаясь порядка установления особенностей правового регулирования труда для отдельных категорий работников, комментируемая статья определила, что такие особенности устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Тем самым в данной комментируемой статье конкретизировано закрепленное в ч. 6 ст. 11 ТК общее положение о том, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом.

Вместе с тем в ст. 252 подчеркивается, что особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно Трудовым кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных. Изложенное требование согласуется как с общепризнанными принципами и нормами международного права, так и с нормами национального законодательства. Например, ст. 4 названного выше Пакта предусматривается, что закрепленные в нем права могут ограничиваться только законом и лишь постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав исключительно с целью способствовать общему благосостоянию.

В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ также подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и др.

Поэтому особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (включая лиц, указанных в комментируемой статье), ограничивающие применение общих норм трудового права, устанавливаются только ТК и другими федеральными законами. Кроме того, закрепление в ТК подобных особенностей не следует считать дискриминацией.

3. В ст. 3 ТК предусматривается, что установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, не являются дискриминацией.

Так, исходя из необходимости особой заботы о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, российское законодательство устанавливает некоторые ограничения применения труда женщин и лиц, не достигших возраста 18 лет, на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах (ст. ст. 253, 265 ТК), запрещает привлекать беременных женщин и лиц моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам, направлять их в служебные командировки и др. (ст. 259 и ст. 268 ТК) и предусматривает другие дополнительные правила по регулированию их труда.

Такая направленность трудового законодательства обеспечивает охрану труда женщин, их потомства и лиц моложе 18 лет, а также создание благоприятных условий труда, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством, а подросткам - с учебой, со спортивными и другими любительскими занятиями, способствует созданию равных возможностей в сфере занятости независимо от различий пола, возраста, семейных обязанностей.

4. Особенности правового регулирования отдельных категорий работников, кроме ТК, устанавливаются также федеральными законами. К таким законам можно отнести Закон о государственной гражданской службе, Закон о муниципальной службе, Закон о прокуратуре, Закон о ПК и др.