Статья 210 ТК РФ. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Статья 210 ТК РФ с комментариями и изменениями на 2016-2017 год.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
  • государственная экспертиза условий труда;
  • установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;
  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда;
  • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Комментарий к статье 210 ТК РФ:

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в т.ч. права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ), государство определило в комментируемой статье основные направления своей политики в области охраны труда.

Разработка, осуществление и периодический пересмотр национальной политики в сфере охраны труда отвечают требованиям Конвенции МОТ N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (1981), ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1698).

2. Содержание ст. 210 свидетельствует о том, что в формировании законодательства об охране труда; в разработке федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; в управлении охраной труда и осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; в обеспечении функционирования единой информационной системы охраны труда; в защите законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также членов их семей важнейшая роль принадлежит государственным органам.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ основные направления государственной политики в области охраны труда дополнены такими существенными направлениями, как проведение государственной экспертизы условий труда, осуществление аттестации рабочих мест по условиям труда, обеспечение профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников, что свидетельствует о повышении роли государства в улучшении условий и охраны труда.

Внимание государства к указанной проблеме нашло отражение также в § 6 раздела 3 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489).

В данной Концепции подчеркнуто, что создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, имеет важное значение, поскольку это является важнейшим фактором для дальнейшего развития экономики и эффективного функционирования рынка труда.

3. В отличие от прежней формулировки такого направления государственной политики, как установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в действующей формулировке исключены слова "неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда". В связи с этим отпадает основание для установления компенсаций за указанные работы только при неустранимости вредных производственных факторов и должны учитываться фактические условия труда, подтвержденные результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

4. Согласно ч. 2 комментируемой статьи реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда должна обеспечиваться согласованными действиями органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Примером таких согласованных действий можно считать заключение Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008 - 2010 годы (РГ. 2007. N 293), в котором вопросы условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности рассматриваются в качестве приоритетных направлений сотрудничества и условий обеспечения достойного труда. Стороны приняли на себя обязательства: определить меры по совершенствованию норм ТК в части обеспечения безопасных условий и охраны труда, а также механизма их реализации; разработать предложения по внесению изменений в законодательство РФ, в т.ч. в законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и налоговое законодательство, направленные на повышение экономической заинтересованности работодателей в проведении мероприятий по охране труда и здоровья работников, усиление ответственности работодателей за создание безопасных условий труда и работников - за соблюдение правил безопасности труда, применение средств индивидуальной и коллективной защиты; подготовить и обеспечить реализацию программы действий по улучшению условий и охраны труда, направленных на снижение смертности от производственного травматизма и предотвращение возникновения профессиональных заболеваний, включая совершенствование: порядка проведения аттестации рабочих мест, а также обязательных профилактических медицинских осмотров работников, совершенствование порядка установления страховых тарифов (использование индивидуального страхового тарифа в зависимости от состояния условий и охраны труда в организации) и других действий; сформировать систему аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, разработать обязательные требования к организациям в зависимости от вида оказываемых услуг и видов экономической деятельности работодателя; совершенствовать систему бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выполняющим в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных спецодежды, спецобуви, а также смывающих, обезвреживающих и других средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами; развивать и совершенствовать систему обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных работников за счет внедрения новых прогрессивных форм обучения, с учетом отраслевой специфики.

Генеральное соглашение включает также обязательства сторон данного соглашения, направленные на охрану здоровья работников. В частности, помимо эффективного использования ресурсов здравоохранения имеется в виду определить и реализовать меры, способствующие дальнейшему развитию системы добровольного медицинского страхования, в т.ч. за счет исключения из налогооблагаемой базы сумм взносов работодателей по договорам добровольного медицинского страхования; содействовать распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья работников на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний, в т.ч. заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), проведение вакцинации работников от вирусных инфекционных заболеваний. Предусматривается необходимость разработки и реализации комплекса мер, направленных на обеспечение охраны материнства и детства, социальную поддержку женщин и лиц с семейными обязанностями, а также работающих инвалидов и ветеранов труда и других мер.

Выполнение этих мероприятий будет способствовать улучшению условий и охраны труда, а также дальнейшему развитию системы социального партнерства и повышению его эффективности в реализации государственной политики в области охраны труда.

5. Закрепленные в ст. 210 направления государственной политики в сфере охраны труда воплощены не только в разделе "Охрана труда", но и в разделах ТК: "Трудовой договор", "Рабочее время", "Время отдыха", "Оплата и нормирование труда", "Защита трудовых прав и свобод", а также в других разделах ТК - и освещаются при комментировании соответствующих статей этих разделов.