Статья 145 ТК РФ. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров

Ст 145 ТК РФ с комментариями и изменениями 2017 года.

Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Комментарий к статье 145 ТК РФ:

1. Ст 145 ТК РФ упоминает организации, финансируемые из бюджета, в то время как ст. ст. 135 и 144 ТК употребляют термин "государственные и муниципальные учреждения". Очевидно, что имеются в виду одни и те же виды юридических лиц и было бы целесообразно привести в единство терминологию, используемую в гл. 21 ТК.

2. Оплата труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений определяется соответствующими системами оплаты труда, установленными в соответствии с требованиями ст. 144 (см. коммент. к ней).

3. Размеры оплаты труда руководителей (а также их заместителей и главных бухгалтеров) организаций, не получающих бюджетного финансирования, определяются по соглашению сторон трудового договора. По существу, это означает, что условия их оплаты определяются отдельно от системы оплаты труда, установленной для других работников. Такое решение законодателя не бесспорно, тем не менее его надо признать в определенной степени оправданным, во всяком случае в отношении руководителей организации, которые от имени работодателя заключают коллективный договор, участвуют в заключении соглашения, принимают локальные нормативные акты и таким образом имеют возможность непосредственно влиять на установление условий оплаты труда. Недаром КЗоТ исключал руководителей организаций из сферы действия коллективного договора.

4. Ст 145 ТК РФ гласит, что определение размеров оплаты труда руководителей организаций в договорном порядке осуществляется с учетом особенностей управления различными видами юридических лиц. Так, для руководителей государственных предприятий сохраняет свое значение Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 210 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)" (САПП РФ. 1994. N 13. Ст. 991), применение которого разъяснено письмом Минтруда России от 28 апреля 1994 г. N 727-РБ (БНА РФ. 1994. N 8). Кроме того, необходимо учитывать положения Примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия, утв. Приказом Минэкономразвития России от 2 марта 2005 г. N 49 (БНА РФ. 2005. N 23).

Размер оплаты труда генерального директора народного предприятия за отчетный финансовый год не может более чем в 10 раз превышать средний размер оплаты труда одного работника народного предприятия за тот же период (ст. 13 Закона о народных предприятиях).